Контакты

Для связи с нами можно использовать:
irc://irc.chatnet.ru:#gfs
icq://546460
email://cobalt[@]gfs-team.ru

Все материалы предоставлены только с ознакомительной целью
ГлавнаяСтатьиДругоеИскуственный интелект
© Cobalt 24.09.2006 статья не оптимизирована

 Кому из нас не приходила в голову идея написать искуственный интелект? Все мы
так или иначе думали над реализацией подомных программ. До сихпор еще ни одна
написанная программа не соответствует определению ИИ. Может потому что все кто
пытался его реализовать подходили к этому вопросу с неправильной точки зрения?
 В этой статье я постараюсь изложить свои взгляды на данную тему. Материал не
притендует ни на лавры научной статьи, ни на статус руководства по написанию
программ. Тут будут изложены только мои мысли, причем без всяких научных выкладок
и ссылок на учебники по логике и информатике. Подобные, написанные сухим языком
докторов наук, статьи, согласитесь всех нас уже достали. Куда удобнее и понятнее
читать материал написанный на понятном всем великом и могучем =.

 Я думаю что не открою особой тайны, сказав что ИИ должен быть самообучаемым.
Иначе это будет не ИИ =. Другое дело, что почему-то разработчики пытаются
наваять программу в которую уже заложен некоторый базовый уровень знаний. На
мой взгляд это совершенно не приемлемо. Давайте проведем паралель с человеком.
Конечно за неимением другого нам известного существа про которого можно сказать
что у него есть интелект. Человек рождается в этот мир не имея ни каких знаний.
(не будем тут вдаваться в споры о наследственной и генной памяти). У человеческого
ребенка есть только органы чувств и больше ничего. В первые секунды жизни на него
обрушивается гиганский поток информации сразу же со всех органов восприятия
реальности. В течении первых годов жизни ребенок учится эту информацию осозновать.

 Почему ИИ должен отличатся от младенца? Вообще, человек всю жизнь занимается
накоплением информации. Все его "знания" по своей сути есть информация. Другое
дело, что часть информации он получает из внешнего мира, а часть "вычисляет"
логическим путем посредствам логических выводов из информации полученой из
внешнего мира.

 Схема получения информации из внешнего мира сама по себе давольно интересна.
Возмем опять того же ребенка которого учат говорить слово "мама". Ему
показывают на одну из присутствующих женщин и говорят слово "мама". И так
несколько раз в течении нескольких дней. А теперь представте, что, например на
третий день, ему показали на другую женщину и сказали "мама". Представте себе
что должно происходить в мозгу ребенка в этот момент, и вы поймете что я пытаюсь
сказать о получении информации из внешнего мира. Попробуем разобраться в месте:
ребенок видит женщину на которую ему показывают, слышит знакомые звуки. С этими
звуками, за два предыдущих дня у него уже ассоциировался (ассоциативное мышление)
образ одной из женщин. Его мозг обращается к памяти где хранится этот образ и
сравнивает его с увиденным. И тут наступает самое интересное: образ в памяти
не похож на увиденное! Теперь мозг должен решить на сколько сильно он не похож.
Ведь показанная ему женщина может быть его мамой, но в другом платье, с другой
косметикой или стоять под другим углом. Вот почему процесс обучения так долог.
Ведь только для того чтобы запомнить свою мать, мозг ребенка должен вычислить
индивидуальные черты матери которые остаются и при смене платья, и при смене
косметики.

 Вернемся к нашей ситуации. Что же происходит в мозгу ребенка? Включаетсмя некий
механизм, который мы называем "воображение". Ребенок пытается предстваить образ
матери хранящийся в памяти, в платье и косметике показанной женщины. Если образы
всеравно не соответствуют, тогда естественно что ребенок не поведется на этот
гнилой развод. Т.е. сработал миханизм "вычесления". Правда если ему в течении
нескольких дней показывать на эту женщину и говорить "мама", то старый образ
сотрется  из памяти и заменится новым. Причем заметте, это может произойти
только если ребенок слишком молод. С более старшим такой фокус не прокатит.
Отсюда можно сделать интересный вывод: ассоциативное мышление длится только до
определенного возраста. Т.е. в какой-то момент человек перестает "перезаписывать"
базовые образы записанные в его память в первые годы жизни, и начинает осознанно
сортировать "вводимую" информацию. Посему наш ИИ должен не только обучатся всему
сам, но и должен учится мыслить.

 Теперь к вопросу о памяти. Всем известно, что любую информацию можно перевести
в двоичный код. Другое дело, что сделать это можно совершенно разными способами
и естественно что и код будет разным. Причем не только последовательности нулей
и единиц, но и длинна кода. Так например видеоизображение может занимать целый
DVD диск, а может спокойно помещатся и на CD. Все зависит от способа кодирования.

 Взять к примеру человеческое зрение. Напрягите свою память и постарайтесь
вспомнить все что вы видели в течении дня. Ну как? Результат предсказуем. Вам
не удастся вспомнить весь прошедший день, лишь некоторые отрывки. Интересно
по какому принципу наш мозг отбирает что ему хранить в памяти, а что отсеять?
Ведь наша память, как и память компьютера не резиновая.

 Так как мы не можем с уверенностью ответить на такой вопрос, давайте сделаем
предположение, что в мозгу человека существует некий контроллер памяти, который
постоянно следит за состаянием ячеек нашего "запоминающего устройства". При
поступлении новой информации от наших органов чуств, контроллер оценивает
приоритет вводимой информации, сложность ее запоминания, и исходя из этих и,
вполне может быть, других факторов либо записывает эту инфо в память, либо
отбрасывает как не нужный хлам. Но это далеко не все что делает наш "контроллер".

 Кто из нас учил в школе информатику, тот должен помнить, что информация имеет
такие сво-ва как актуальность и полезность. Т.е. если информация слишком
долго хранится в нашей памяти и не используется - контроллер ее стерает, тем
самым освобождая память под другую информацию. Всем нам должно быть знакома
ситуация когда пытаешься вспомнить фамилию давнего друга с которым не виделся
несколько лет, и не вспоминал о нем все это время.

 А приходилось ли вам запоминать номера телефонов? В особенности мобильных?
Приходится "проговорить" про себя номер несколько раз прежде чем удается его
запонить. Вот почему я сказал, что "контроллер" оценивает информацию не только
по приоритету но и по сложности запоминания. "Проговорив" номер телефона несколько
раз, мы тем самым повышаем приоритет вводимой информации.

 Кстати, о сложности запоминания. Как вы думаете, почему некоторые телефонные
номера запомнить проще чем все остальные? Почему легче запомнить "словесный"
пароль чем бессмысленный набор символов? Ответ кроется в слове "бессмысленный".
Информацию такого рода наш мозг не хранит в памяти. Зачем загромождать лишнее
память под два одинаковых слова? Давайте представим, что слово admin занимает
в памяти человека пять ячеек. Это слово ассоциировано с понятием пользователя
с неограниченными правами. Зачем выделять еще пять ячеек памяти для запоминания
пароля admin? Не проще ли сделать ассоциацию паролей к понятию пользователя
с неограниченными правами? Т.е. по сути мы выделим одну ячейку вместо пяти.

 С цифрами еще интересние. Наш мозг разбивает неудобоваримую последовательность
чисел, на более короткие. Которые можно связать в памяти с другой хранимой
информацией. Например с таблицой умножения. Т.е. выделить для каждой короткой
последовательности из двух - трех чисел по одной ячейки памяти. И при извлечении
из памяти номера телефона - он просто вычесляется а не берется целиком. Так что
наш контроллер памяти не только сортирует вводимую информацию, он ее еще и
ассоциирует с уже имеющимися в памяти данными.

 Еще один интересный момент связан с давностью памяти. Мы иногда говорим "сложно
вспомнить". На то чтобы извлеч из памяти информацию о каком-либо событии или
предмете, мы иногда тратим довольно много времени, потому что нам не так часто
о нем приходится вспоминтаь. Програмисты должны быть знакомы с понятием стека или
кучи. Когда свежая информация записывается в конец стека, и извлекается опять таки
из него. Выше сказанное дает нам возможность предположить, что наша память тоже
имеет стековую структуру. Информация которая чаще всего используется будет
естественно в верху (в конце) стека. А то что мы вспоминаем не часто - в низу.
Соответственно, чтобы ее оттуда "выудить" приходится перебрать весь стек. Отсюда
и большие затраты времени на эту операцию.

 Как разработчик СУБД, могу сказать что ни одна из существующих схем хранения
данных не обладает такой сложностью и перекрещиваннием ссылок как человеческая
память. Рациональность использования ячеек - вот залог успеха в реализации подобной
модели памяти.

 Так как наш "контроллер" памяти и так нагружен множеством функций, нет смысла
нагружать его еще и "расшифровкой" данных поступающих от органов чуств. Для
примера информация получаемая от зрения и слуха, для контроллера памяти,
скорее всего не чем не отличается друг от друга. Она может поступать в техже
"двоичных кодах". Естественно предположить что в мозгу есть некий "контроллер
ввода", который инфу поступающую от органов чувств приводит в понятный для
контроллера памяти формат.

 Таким образом, мы фактически описали модель искуственного интелекта, который
сортирует, анализирует и хранит полученную информацию. НО. Есть одно большое но.
Этими функциями, далеко не ограничевается модель человека. Нет самого главного.
Того что заставляет нас жить и мыслить. Нет цели.

 Если отталкиватся от теории Дарвина об эволюции, мы все произошли от животных.
Все они наделены инстинктами. Еще З.Фрэйд уделял огромное значение животным
инстинктам в человеке. Инстинкт самосохранения - то что заставляет нас жить.
Другой известный психолог Д.Карнеги выдвинул целую теорию эгоизма. Все в нашей
жизни продиктовано инстинктами и личными потребностями. Все наше мышление
крутится вокруг них. Так что в нашем искуственном интелекте должен быть как
минимум еще один блок  - блок инстинктов и потребностей.

 Известный писатель Азек Азимов, на заре компьютерной эры придумал три закона
робототехники. Если создатель искуственного интелекта решит потдержать Азимова,
то они будут прописанны именно в этот блок. Это будут точно такие же инстинкты
как и другие.

P.S.:
 В заключение хочу еще раз напомнить что данный материал не претендует на роль
научной работы. Тут изложен взгляд на человека с точки зрения программиста и не
более того.



© Cobalt 24.09.2006 статья не оптимизирована

e-Commerce Partners Network
gres написал:

За кадром остались рефлексы и эмоции.
Человек рождается с рефлексами - он уже умеет дышать, сосать, испорожнятся, что позволяет ему жить.
А что сказать об эмоциях? - любовь, страх, нервозность... Какими контроллерами описать их?
Много внимания автором уделено анализу памяти. И это логично - он занимается базами, но именно помять вызывает меньше всего вопросов.

Серг14/88 написал:

Другое дело, что почему-то разработчики пытаются наваять программу в которую уже заложен некоторый базовый уровень знаний.


Я думаю это связано с тем, что абсолютно ничего не умея, научится чему то сложно ибо, даже ребёнок изначально умеет слышать, смотреть и анализировать информацию, другое дело, что его алгоритмы оставляют желать лучшего.



Аналогично добавив умение учится, система будет способна само-развиватся дальше и от того насколько хорошо написана программа зависит её успешность.



А без всего этого, это не более, чем набор данных и функций.

Knigt Rider написал:

як создати я неможу прог не зходятся

Ник:

Текст:
P Br B I Qute



Код: обновить
Последние комментарии
18.11.2017 18:42:56 ViktorTap написал:
Zof edifam Weque ...
Пишем guestbook
18.11.2017 14:18:50 EvseyEdich написал:
groomma st plazoni ...
Пишем guestbook
18.11.2017 12:08:52 IrineyVep написал:
Seew pere Inoguic ...
Пишем guestbook
Реклама

Тут должна была быть ваша реклама, но мы потеряли глиняную табличку с ее текстом. SapeId: 665044

Rambler's Top100